«Здоровая страна» предупреждает: остерегайтесь мошенников. Подробнее...
Клиника Вершина — реабилитация наркозависимых и алкозависимых лиц
Круглосуточно и анонимно
Получить консультацию

Так что же все-таки – трезвость или зрелость? На данный вопрос отвечает - руководитель лечебной программы «Вершина Сочи»

11.04.2018

Первое слово, приходящее на ум при размышлении о борьбе с таким заболеванием как алкоголизм скорее всего будет трезвость, не так ли?

Но что мы подразумеваем под словом трезвость?

Алкоголик, который не пьет несколько дней – трезв? Точно трезв. Но та ли это трезвость, о которой мы говорим, или к которой стремимся в лечении алкоголизма? Навряд ли. Трезвость – это непрерывное воздержание от употребления веществ, изменяющих состояние сознания. И ключевое слово – это непрерывное воздержание, то есть - долгосрочное. Но в переносном значении трезвость может означать наличие здравого смысла, свободу от иллюзий и самообмана, рассудительность, способность к честному взгляду на себя. Таким образом можно считать выздоровлением от химической зависимости способность открыто посмотреть на собственное внутреннее «Я».

Часто бывает, в случае с зависимыми людьми, что при солидной цифре в паспорте в графе возраст, вы еще зависимы от родителей финансово или морально: это мужчина, чьи проблемы или жизненные затруднения все еще решают родители, или это женщина, которая не может справиться с воспитанием собственных детей без постоянного участия «дедушек и бабушек». Или это мужчина, который спроецировал свое отношение к своей жене как к собственной матери, и ведет себя как ребенок, все время надеясь на прощение супруги. Или же это женщина, сменившая тотальную зависимость от отца на полную зависимость от мужа.

Подобное незрелое поведение рано или поздно ведет к зависимым отношениям с близкими. При этом это все сопровождается глубокими переживаниями собственной неполноценности, от недоверия родственников, от их ожиданий от вас, которым вы не в силах соответствовать. И тогда вы начинаете чувствовать себя как будто загнанными в угол, от постоянных попыток близких контролировать вашу жизнь, их попыток справится с вашей зависимостью.

В незрелом поведении очень много фантазий, как одного из проявлений самой незрелости личности. Зависимому очень сложно пребывать в реальности, он уходит в мир фантазий и собственных представлений о себе и окружающих его людях. Там всегда есть место оправданиям собственного поведения, там всегда есть ответственный кто-то другой, только не сам зависимый.

Откуда же берется эта незрелость в поведении, казалось бы, взрослых людей? Первая причина — это следствие проблем в воспитании. Вторая причина — это сама химическая зависимость, меняющая личность и приводя ее к обеднению в духовной и эмоциональной сфере.

Проблемы воспитания

Начнем с проблем воспитания. Принято считать, что развитие ребенка идет в трех направлениях: физическое, умственное и духовное (нравственное). Норму в физическом развитии ребенка обеспечивает правильное и полноценное питание, наличие элементарного ухода и защита от болезней. Умственное развитие — это более сложная сфера, в основном она переложена на школу и другие образовательные учреждения. А вот духовное или нравственное развитие – это вопрос воспитания в семье.

Первое с чего начинается духовное развитие – это с умения осознавать и выражать собственные чувства. Внутренний мир ребенка постоянно все более усложняется, становясь разнообразным и многогранным. И для полноценного и гармоничного развития духовной сферы важно очень бережно относиться к чувствам ребенка, как к проявлениям его растущей души. Зачастую зависимые формы поведения формируются в тех семьях, в которых о душевном развитии не заботились, либо делали это недостаточно, либо эта забота принимала какие-либо гипертрофированные формы.

Вырастить незрелую личность несложно, есть два пути для этого. Первый – это не заботится о духовно-нравственном развитии ребенка вообще, либо делать это в минимальном объёме в формате наказаний. И тогда у ребенка развивается синдром «заброшенности». Чаще всего это дети из бедных или многодетных семей, а также дети, воспитывающиеся в неполных семьях, в которых у родителей нет возможности уделять им достаточно времени. Или же напротив - это дети из богатых семей, где родители ввиду своей занятости не занимаются с детьми, а нанимают гувернанток, репетиторов, воспитателей. Которые учатся в престижных школах и ни в чем себе не отказывают, что формируют неправильную картину мира. Но это могут быть и дети из как бы «нормальных» семей, но в которых нет духовной близости между ее членами, где не принято выражать открыто собственные чувства, где отношения лишены тепла.

Также синдром заброшенности формируется в семьях где есть зависимый, так как там присутствует негласное правило на проявление и выражение чувств. В итоге чувственная сфера как бы замораживается, духовное развитие приостанавливается или принимает искаженный формат.

Есть и другой путь чтобы вырастить незрелую личность. Способ такого воспитания называется «гиперопека». Это когда родственники стараются контролировать каждый шаг ребенка, его переживания и чувства, с кем дружить и чем заниматься, успехи и его неудачи, ошибки, увлечения и интересы. При этом в таких семьях зачастую существует запрет на выражение «плохих» чувств, и навязывается необходимость только в чувствах «хороших». Это когда навязываются определенные стереотипные реакции: «на маму злиться нельзя», «нельзя спорить с братом», «бабушку нужно всегда жалеть» и так далее. Истинные же чувства ребенка, такие, как: злость на маму, обида на брата, раздражение на бабушку, желание дружить с другими ребятами наказываются или игнорируются. Чувства и желания ребенка не соответствуют ожиданиям и представлениям его родителей и считаются неправильными и часто просто неприемлемыми. У ребенка тогда на свои реакции наступает чувство вины, он начинает думать, что он плохой.

Результатом и гиперопеки, и заброшенности является незрелая, инфантильная личность, неспособная самостоятельно справиться с вызовами и реалиями взрослой жизни. И на фоне этих провалов в духовной сфере возникают различные виды зависимости, в том числе алкоголизм, наркомания, игромания, созависимость и другие виды химических и нехимических зависимостей. По мере развития зависимости человек возвращается к все более упрощенным формам и моделям поведения, возвращается детское незрелое поведение: обидчивость, ранимость, гиперчувствительность, низкая самооценка, неспособность быть ответственным.

О зрелой личности

Зрелая личность обладает такими качествами как целостность. Она всегда остается самой собой, при изменчивых обстоятельствах, всегда видит свою долю ответственности за происходящее с ней. Она не запрещает себе «плохие» или «хорошие» чувства, при этом берет ответственность за правильное выражение этих чувств, думая о том, чтобы они не разрушали ни ее ни окружающих. Таким образом формируется зрелое отношение к себе и к миру.

Зрелость-это честное и взвешенное отношение к самому себе, понимание того что я не исключительный, но и не безнадежный. Зрелость – это умение стремится к лучшему, но ценя то что есть здесь и сейчас. Реально оценивать последствия своего поведения, понимать степень риска и на основе анализа принимать обдуманные решения.

Взрослому с детскими и незрелыми моделями мышления придется не просто, отсюда и велик риск возникновения зависимости. Взрослому с позицией взрослого, с позицией зрелого и честного взгляда в первую очередь на самого себя нет нужды прятаться от реальностей мира в какой-либо иллюзии или зависимости. Он принимает жизнь такой какая она есть, при этом меняя то что в его силах и не пытается изменить то что не может.

Так что же все-таки – трезвость или зрелость? Хочется верить, что в данной статье вы найдете ответ на этот вопрос.
 
Руководитель лечебной программы «Вершина Сочи»
Александр Игоревич Выгловский



Поделиться

Спасибо за внимательность!
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.